«Сказки о «Пакере»

«Сказки о «Пакере»

Давний партнёр Казанского федерального университета НПФ «Пакер» издал книгу об опыте построения культуры производства в российской компании, как фундаментальной основы её организации, управления и успешного развития «Сказки о «Пакере». Тема взаимоотношений производства, образования и науки всегда актуальна и в книге «Сказки о «Пакере», или Первые шаги построения  культуры производства в российской компании» стала одной из главных тем.  Где подробно рассказывается о практике взаимоотношений «Пакера» с образовательными учреждениями, включая ведущие специализированные вузы, в число которых входит Казанский федеральный университет.

Хотим представить вашему вниманию отрывок из книги, посвященный сотрудничеству с КФУ. В нем описаны, как уже реализованные проекты, так и планы на будущее.

Кроме того, обе организации активно развивают свои youtube площадки.

Канал Центра дополнительного образования ИГиНГТ КФУ.

Канал НПФ «Пакер».

 

                       Из книги «Сказки о Пакере»

Выпускаем счастливых и успешных людей                

Начало активным партнерским отношениям старейшего университета России и компании из Башкортостана положил договор, подписанный между КФУ и НПФ «Пакер» в сентябре 2016 года. Свои подписи под ним поставили Марат Нагуманов и ректор Казанского университета Ильшат Гафуров. Это знаменательное событие состоялось на площадке татарстанского нефтегазохимического форума в присутствии Президента РТ Рустама Минниханова. А уже несколько месяцев спустя в институте геологии и нефтегазовых технологий КФУ при финансовой и организационной поддержке «Пакера» была открыта «Аудитория нефтегазопромысловых дисциплин».

 

С видом на Кремль

  В этой аудитории визуально представлена не только история НПФ «Пакер», но, главное, продукция и вся технологическая цепочка её производства. Более того, компания оснастила аудиторию мультимедийной системой с техническим описанием современного пакерно-якорного оборудования и способах его применения. Причем программы обновляются вместе с обновлением производства, освоением новой продукции и технологий.

– Мы в этой аудитории, – рассказывает директор Центра дополнительного образования, менеджмента качества и маркетинга института геологии и нефтегазовых технологий Ильдус Чукмаров, – проводим не только занятия. Она стала и своеобразной визитной карточкой не только центра, института, но и всего Казанского федерального университета.

И действительно, помимо учебных занятий здесь проходят различные встречи, круглые столы, конференции, а также масса других внеучебных мероприятий. Сюда приводят гостей университета, включая многочисленные иностранные делегации.

– Мы всегда, упреждая вопросы гостей, не преминем рассказать, что это за аудитория, кто её создатель. А на многих встречах присутствуют представители всех видов СМИ. Получается, что мы не только популяризируем свой вуз, а также «Пакер» среди студентов и гостей, но и активно продвигаем его имидж, технологии и продукцию. Иметь такую, постоянно работающую выставочную площадку в двухстах метрах от Казанского Кремля это немалого стоит, – говорит, завершая экскурсию, Ильдус Адгамович.

 

«Cupet» – проблем нет

Но создание подобной аудитории было лишь первым шагом в формировании партнерства КФУ и НПФ «Пакер». Благодаря договору, здесь уже вовсю разрабатываются совместные образовательные проекты. Например, в начале 2019 года в Гаване прошло обучение специалистов государственной нефтяной компании Кубы «Cupet» по использованию пакерно-якорного оборудования при бурении, разработке и эксплуатации скважин нефтяных и газовых месторождений. Реализовали этот проект Центр дополнительного образования, менеджмента качества и маркетинга ИГиНГТ КФУ и НПФ «Пакер». На всех лекциях, помимо специалистов, присутствовало и руководство кубинской компании.

– Всего с кубинцами, – рассказывает директор Центра дополнительного образования, менеджмента качества и маркетинга, – у нас намечены к реализации 10 программ. В июне 2019 года, когда мы с вами разговариваем, начинаем осуществлять уже седьмую. Примечательно, что в этом большом проекте участвует и НПФ «Пакер».

После того, как кубинские специалисты прослушали курс обучающих лекций по использованию пакерно-якорного оборудования, которые провел в Гаване советник директора компании Аминов, они очень захотели посетить «Пакер». Такая встреча, по словам Ильдуса Чукмарова, не за горами.

– Центр дополнительного образования сотрудничает с ведущими нефтегазовыми компаниями мира. Его девиз гласит: «Мы объединяем возможности всех для успеха каждого». Совместный проект центра и НПФ «Пакер» в Гаване – из этой серии. Сейчас мы уже строим планы совместной работы с кубинцами на 2021- 22 годы. Всего же в центре разработаны более 100 дистанционных программ обучения и немыслимое количество их индивидуальных комбинаций, – продолжает руководитель Центра.

В последние годы Центр начал реализацию целой серии новых совместных проектов за рубежом. На Кубу уже вышел и будет продолжать сотрудничество. На очереди Вьетнам, Индия и Китай. Идут активные переговоры с Мексикой. И во всех этих планах и проектах два бренда – старейший университет России и инновационная компания НПФ «Пакер»  – представлены в одной связке, что значительно усиливает позиции друг друга.

В феврале 2019 года в Институте геологии и нефтегазовых технологий КФУ прошла III Международная научная молодежная конференции SPE “Tatarstan UpExPro 2019“. Её организаторами и спонсорами стали НПФ «Пакер» и институт. В Казань приехали не только молодые исследователи нефтегазовой отрасли со всей России, но также из других стран – Казахстана, Белоруссии, Узбекистана, Египта. Участники молодежного форума обменялись опытом и знаниями, оценили роль молодежи в развитии   научно-исследовательской и производственной деятельности, обзавелись новыми знакомствами. И, конечно, посостязались в командной интеллектуальной игре «Oil Challenge». Команды-победители, а также авторы лучших работ в каждой секции и докладов были отмечены специальными дипломами и подарками.

 

А что в планах?

           

– Сейчас мы предложили «Пакеру» совершенно новый партнерский проект, – раскрывает дальнейшие задумки Ильдус Чукмаров. – Мы хотим совместными усилиями создать на платформе нашего университета лучший в мировой практике дистанционный курс по разработке, производству и использованию пакерно-якорного оборудования. На этом курсе будут учиться студенты нефтегазовых вузов не только нашей страны, но и мира.

Вуз вкладывает в новый проект свои компетенции, свои информационно-технические ресурсы, включая специализированную студию для производства программ. С «Пакера» требуется вся необходимая производственная, техническая и технологическая информация. Сейчас обе стороны активно прорабатывают организационные вопросы.

–  Помимо всего прочего, – особо выделяет Ильдус Адгамович, – для нас очень важен следующий момент. Создавая подобный совместный курс, мы несем в мир свое партнерское с «Пакером» понимание связи производства и образования, своё понимание культуры производства и культуры партнерства.

Одним из системообразующих элементов этих отношений, по словам директора Центра, должны стать государственные образовательные стандарты. Но они так и останутся на бумаге, если их разработка не будет обеспечена двумя уровнями.

– С одной стороны государством, которое выступает заказчиком образовательных стандартов. С другой – быстроразвивающимся производством, которое через своих работников, участвующих в образовательном процессе, несёт в вуз и передаёт студентам новые знания и новые компетенции, – подводит итог разговору Ильдус Чукмаров.

А мы, продолжая развивать тему, поднимемся еще на один уровень. Уровень ректора института геологии и нефтегазовых технологий КФУ, в составе которого работает Центр дополнительного образования, менеджмента качества и маркетинга. Доктор геолого-минералогических наук, профессор, член Научного совета по геомагнетизму РАН, заслуженный деятель науки Данис Нургалиев живо согласился представить своё видение отношений образования, науки и производства. Получилась увлекательная лекция, которую автор, как студент, решил оставить в виде конспекта.

 

Нельзя вузу превращаться в придаток производства

 

– В чем на мой взгляд, главные проблемы подготовки вузовских специалистов для современного производства? Насколько велик зазор между требованиями обеих сторон? Как его убрать? Считаю, что проблема не всегда связана с вузом. Смотрите что получается. Нам говорят: «Вы даете не тех специалистов». Хорошо, но давайте посмотрим на проблему под другим ракурсом. В том, что на предприятие пришли не те специалисты вина не только вуза. Многие предприятия предлагают выпускникам, причем лучшим, талантливым и с необходимыми компетенциями, не те условия, на которые они рассчитывали. Такие выпускники ищут подходящие своему уровню знаний условия в другом месте. А предприятие довольствуется теми, у кого собственная самооценка значительно ниже. Нынешний рынок труда характеризуется новым явлением – не только работодатель ищет и отбирает сотрудников, но и сотрудники с высокой квалификацией и широкими компетенциями не менее внимательно относятся к выбору работодателя.

Есть и другая сторона, которая требует понимания со стороны производства.  Вуз не всегда может выпускать специалистов, которые нужны производству прямо сейчас. Это и не нужно. Текущие потребности могут закрывать ПТУ. Задача вуза другая. Мы должны готовить специалистов, которые могут быстро освоить и то, и это, и, главное, пойти вперед, работать на перспективу.

Здесь пролегает очень тонкая грань во взаимоотношениях между вузом и производством, которую не все понимают. Производство, выпускающее продукцию, – это здесь и сейчас. А вуз должен глядеть намного вперед, заниматься вещами, которые сегодня кажутся или не столь значительными, или вообще выпадают пока из поля зрения. Мы должны опережать производство, работать на перспективу.

 

Одна, но пламенная цель

 

Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что в центре всех нынешних проблем стоит человек со всеми его жизненными потребностями. Поэтому, прежде всего нужно работать на этого человека. Он должен быть мотивирован еще при обучении, и при обучении строить траекторию своей дальнейшей жизни и деятельности. Доля таких людей, которые хотят не плыть по течению, куда занесет, а изначально строить хорошую карьеру становится всё больше и больше. Они знают, что нельзя спать, надо учиться, получать разные знания, применять их, как инструмент для собственного продвижения. Задача вуза – поддержать таких ребят, направить по правильной траектории еще во время учебы.

Что для этого нужно? А нужны, прежде всего, необходимые условия для такой деятельности. Конечно, государство нас поддерживает, вкладывает деньги в ремонт, покупку мебели и оборудования, старается повышать профессиональный уровень преподавателей. В погоне за такой поддержкой и грантами мы часто пытаемся выпрыгнуть из штанов, доказывая, что мы лучшие, что можем в своем вузовском предназначении делать всё. А для чего мы так поступаем? А для того, чтобы привлечь сюда талантливых ребят.

У нас, как и у производства, одна, но пламенная цель – привлечь таланты. Привлечь лучших выпускников школ и средних специальных учебных заведений, чтобы из них подготовить лучших специалистов. А ни таких, как в том анекдоте – набираем дубов, а выпускаем липу. Для этого мы должны создать соответствующий имидж вузу, чтобы его высокий образовательный уровень сочетался с комфортом, внутренней и внешней красотой заведения. Чтобы не получилось так: пришел абитуриент, умный, мотивированный, увидел обшарпанные стены, старую мебель, допотопное оборудование, неряшливых преподавателей и подумал: «Куда же я попал, ёкарный бабай?».

 

Проект глобального уровня

 

Но вот мы создали все условия, привлекли самых талантливых. Что дальше? А дальше стоит вопрос, как этот талант теперь пестовать. И здесь начинаются стратегические вещи: должен подключаться бизнес. Но смотрите, что получается. Цель бизнеса – прибыль, понятие сугубо экономическое и ясное. Многие предприниматели так тупо его и понимают: вложил деньги – получил прибыль, вложил деньги – получил прибыль. Но это все сиюминутная тактика. И одно из главных объяснений того факта, почему бизнес не слышит образование в позиции бизнеса: я плачу налоги, а дальше ваше дело.

А мы говорим – нет, такой подход сегодня ведет в тупик. Нужно выстраивать такие отношения, чтобы изначально они были интересны и производству, и университету. Это как любовь, где отношения строятся только на взаимности. В такой связке мы должны решать все вопросы подготовки специалистов с нужной производству компетенцией, в такой связке нужно продвигать и другие взаимовыгодные проекты. Мы должны слышать от производства то, что ему нужно и привлекать к решению его проблем научный потенциал вуза. Пишем, скажем, техническое задание, заключаем контракт и начинаем работать.

Мы очень активно развиваем такие отношения с целом рядом компаний. Такой подход характерен и в нашей работе с «Пакером». Мало того, опыт партнерского сотрудничества с этой компанией привел меня к идее создания глобального совместного проекта, который я пока назвал так – «Пакер будущего». Я попытался представить себе, заглянув лет на 10-15 вперед, каким будет пакер будущего и связал его с новым типом бурения и разработки, с новым типом моделирования месторождений, с новым типом скважинного оборудования. Это будут роботизированные системы по разработке месторождений и нефтедобычи. Думаю, что как раз с Маратом Мирсатовичем это всё и можно будет реализовать.

 

Что продает «Пакер?

 

Почему я выбрал именно эту компанию? Прежде всего потому, что в лице её собственника и руководителя я увидел менеджера нового типа. У него в голове не просто прибыль и не просто развитие своей компании. Он из категории людей-подвижников, которые хотят изменить мир. Для него бизнес – это бизнес, который делает не только себя хорошим, добрым, чистым и красивым, но и весь окружающий мир. Он создает его сам и вовлекает в это подвижничество как можно больше людей и других компаний, делясь со всеми своим опытом. Причем вовлекает не механически, а на уровне настоящего партнерства, которое подразумевает решение множества производственных и социальных задач. Я думаю, что для него партнерами становятся все, кто относится к его идеям позитивно.

Такое партнерство и отражает настоящую культуру производства, которую выстраивает Марат Нагуманов. Повторюсь. Никогда не нужно забывать, что в центре любого дела стоит человек. И этот человек эгоцентричен, он такой же как любой из нас со своими достоинствами и недостатками, своими представлении о жизни и благополучии. Именно поэтому любой руководитель, какие бы «телодвижения» ни делал, должен делать их с учетом этих общечеловеческих факторов. Это в одинаковой степени важно и для бизнеса и для образования.

У нас на геофаке есть такое понимание: мы выпускаем не столько специалистов в области нефтегазового дела в традиционном представлении. Мы выпускаем счастливых и успешных людей: человек счастлив, потому что ему интересно работать. Он получает от этого удовольствие. А успешен потому что имеет хорошее образование, получает хорошую зарплату, делает хорошую карьеру, создавая благополучие себе, своей семье и обществу. Именно такой человек способен создать культуру производства и быть его движущей силой. Что и подтверждает опыт работы «Пакера» и опыт наших с ним партнерских отношений.

В чем еще уникальность этой компании? Задумайтесь, что продает она на самом деле?  НПФ «Пакер продает не только товар. Компания «продает» в окружающую среду свою идеологию социально-ответственного бизнеса через построение культуры производства и культуры партнерства. Побольше бы таких мастер-классов в нашем бизнесе!

 

Где найти лидеров-интеграторов?

 

– Суть наших партнерских отношений с образовательными заведениями, – продолжает разговор Марат Нагуманов, – заключается не только в подготовке нужных для компании специалистов. Она шире и глубже. Есть, например, Казанский федеральный университет и Уфимский государственный нефтяной технический университет – есть их мощная образовательная и научная компетенция. С ней я ищу точки соприкосновения и ответ на вопрос: как можно совместными усилиями этих университетов и «Пакера» сделать новый реальный конкурентоспособный продукт?

Причем такой, по словам директора компании, который можно спокойно выводить на зарубежные рынки и который сама компания сделать не может из-за нехватки научной базы. Эта проблема имеет очень важное значение как для укрепления имиджа страны, так и для роста ее экономики. Но через университетские потенциалы КФУ и УГНТУ «Пакер» получает не только доступ к мировым научным знаниям.

– Ключевая проблема для «Пакера», как и для всех инновационных компаний, в том, что не хватает лидеров-интеграторов: интеграторов науки в производство и интеграторов производства в науку. Очень нужны такие люди. Вот мы и будем активно и целенаправленно соединять наши усилия с системой образования, искать совместные темы и формы взаимодействия, – продолжает мысль Марат Нагуманов.

Усилия компании в этом направлении уже получили оценку на самом высоком уровне. Это как раз о главном – о её опыте соединения теории с практикой. 4 октября 2019 года в рамках IX Петербургского международного газового форума, одного из важнейших отраслевых событий в мировой энергетике, НПФ «Пакер» был торжественно вручен Диплом министра энергетики Российской Федерации Александра Новака «За участие совместно с образовательными организациями в практикоориентированной подготовке кадров». К награде лауреата конкурса добавилось и Благодарственное письмо Федерального агентства по делам молодежи за усердие НПФ «Пакер» в сфере сотрудничества с образовательными организациями.