Ученые КФУ создают сверхпрочное дорожное покрытие

Ученые КФУ создают сверхпрочное дорожное покрытие

Разработанная в Казанском федеральном университете технология может быть использована при строительстве трассы М-12.

Сотрудники кафедры высоковязких нефтей и природных битумов Института геологии и нефтегазовых технологий Казанского федерального университета завершают разработку новой технологии производства асфальтобетона, которая поможет существенно повысить устойчивость дорожного полотна к деформациям и его износостойкость.

Как сообщил заведующий кафедрой, профессор, действительный член Российской академии естественных наук Алим Кемалов, асфальтобетонная смесь успешно прошла испытания в независимой лаборатории дорожной организации. По результатам испытаний формируется патент РФ на изобретение.

«Раньше считалось, что обеспечить долговечность асфальтобетонного покрытия можно только улучшив адгезионные свойства битума, присутствующего в составе асфальтобетона в качестве склеивающего материала. Как показали наши многолетние исследования, решать задачу необходимо комплексно: улучшать одновременно и свойства битума, и непосредственно асфальтобетона путем введения специально разработанного полифункционального модификатора», – отметил А.Кемалов.  

В течение нескольких лет ученые кафедры высоковязких нефтей и природных битумов целенаправленно исследуют высокоуглеродистые материалы с целью использования их для создания улучшенного асфальтобетона в соответствии с международной программой SuperPave на основе методологии объемного проектирования.

«В результате системной работы нам удалось произвести модификацию нефтяного кокса производства ОАО «Танеко». Комплексные испытания модифицированных асфальтобетонных смесей показали, что они отличаются высокими физико-механическими характеристиками. В настоящее время готовится нормативно-техническая документация на выпуск опытной партии разработанного полифункционального модификатора и асфальтобетона на его основе», – рассказал Алим Фейзрахманович.

Вместе с этим на кафедре ведутся работы по созданию каталитической технологии синтеза низко-и высокомолекулярных соединений, в том числе полимеров заданной молекулярной массы с инновационной химической структурой, высокоустойчивых к процессам окислительной деструкции и физико-механическим воздействиям.

«Она станет импортозамещающим технологическим решением для разработки новых составов модификаторов отечественного производства, эластомерных битумов и полимер–битумных вяжущих, соответствующих международным стандартам качества PG и SuperPave», – сообщил заведующий кафедрой.

Он отметил, что на кафедре высоковязких нефтей и природных битумов ведется активная научная деятельность, направленная на разработку асфальтобетона нового поколения. Этому вопросу посвящены три научные работы представителей КФУ: докторская диссертация доцента кафедры Руслана Кемалова, кандидатская диссертация аспиранта Николая Брызгалова и магистерская диссертация Данила Риффеля.

Для успешной реализации поставленных научно-практических задач приказом ректора КФУ И.Гафурова на базе кафедры высоковязких нефтей и природных битумов был создан Испытательный центр нефти, нефтепродуктов, битумных материалов и реагентов, оборудованный современными приборами и установками в соответствии с требованиями российских и международных стандартов качества.

По словам Алима Кемалова, в Татарстане есть все необходимое и для организации производства разрабатываемой ими инновационной продукции для создания сверхпрочных асфальтовых покрытий: производственные мощности, сырье, высококлассные специалисты.

«До конца года мы планируем завершить комплексные испытания, подготовить документацию на выпуск опытных партий модификатора, битумов, полимер-битумного вяжущего и асфальтобетона. Мы хотим внести свой вклад в обеспечение республики хорошими дорогами, в том числе сельскими, ведь до сих пор не везде есть дороги с твердым покрытием, – говорит профессор Алим Кемалов. – Кроме того, скоро должно начаться строительство трассы М-12, которая соединит Казань и Москву и будет частью глобального государственного проекта «Европа – Западный Китай». Наше дорожное покрытие вполне могло бы стать базовой технологией для М-12».