В ИГиНГТ КФУ почтили память ветерана Великой Отечественной войны, геолога И.Н. Пенькова

В ИГиНГТ КФУ почтили память ветерана Великой Отечественной войны, геолога И.Н. Пенькова

В Геологическом музее им. А.А. Штукенберга открылась выставка, посвященная 100-летию со дня рождения ветерана Великой Отечественной войны, выдающегося ученого-геолога Ивана Николаевича Пенькова.

Со школьной скамьи – на фронт

Ветеран Великой Отечественной войны, сражавшийся на фронте с 1942 по 1945 гг., ученый, совершивший научный прорыв в геологии, преподаватель, лыжник, гимнаст, рыбак и просто хороший человек, который заряжал всех своим оптимизмом, – именно так вспоминают Ивана Николаевича члены его семьи, коллеги и друзья.

Семья И.Н. Пенькова

Будущий геолог родился в 1923 году в селе Соколовка Никольского района Пензенской области. Рос в небогатой семье: отец работал бондарем, делал бочки, мать занималась домашним хозяйством.

Когда грянула война, в 1941 году, 18-летний Ваня окончил 10-й класс. Юного мальчишку направили в училище зенитной артиллерии в г. Горький. Он прошел ускоренный (9-месячный) курс военной подготовки, затем в звании лейтенанта в начале 1942 года попал на фронт. Сначала Иван Николаевич был командиром огневого взвода, затем стал командиром батареи малокалиберных зенитных пушек.

Через всю жизнь Иван Николаевич пронес воспоминания о первых днях на фронте: разрозненные группы отступающих, деморализованных войск, приказ Сталина №227 «Ни шагу назад», полное господство в воздухе немецкой авиации, первые раненные и убитые.

Иван Николаевич Пеньков слева

«Тебе лет-то сколько?»

В 1943 году Иван Николаевич принял участие в Курской битве, предопределившей исход войны.

«Папа неохотно рассказывал о войне, так как эта тема возвращала к воспоминаниям о павших сослуживцах, – рассказывает дочь Ивана Николаевича Наталья. – Он помнил имена всех погибших товарищей и, бывало, они ему снились. Тогда он шел в церковь и ставил за каждого свечку. Рассказывая о Курской битве, он говорил, что в бою было задействовано огромное количество войск. Его задачей было сбивать самолеты противника. Однажды, летчик одного из сбитых им самолетов уцелел, спустился на парашюте. Когда его взяли в плен, он на ломаном русском попросил показать ему того, кто его сбил. Когда подошел отец, он пожал ему руку и сказал: «Боже мой! Тебе лет-то сколько?».

Иногда зенитчикам приходилось защищать не только небо. Как-то, в разгар боев под Курском, фашисты внезапно прорвали оборону и на позицию батареи Ивана Пенькова выскочили четыре немецких танка.

«Отец, не растерявшись, дал приказ развернуть зенитки и стрелять по гусеницам. Первым же снарядом подбили один танк, он забуксовал. Всего удалось тогда вывести из строя три вражеских танка. Атака немцев была остановлена», – рассказывает Наталья.

«Река кипела, как вода в котле»

Одним из самых страшных воспоминаний о войне стало форсирование Днепра и последующие бои на плацдарме. В историю это сражение вошло под названием «битва за Днепр». Оно включает оборонительные и наступательные операции советских войск, проведённые в августе – декабре 1943 г. в целях освобождения Левобережной Украины, Донбасса, форсирования Днепра и захвата плацдармов на его правом берегу.

«Отец вспоминал, что было очень холодно, осень, и от беспрестанной бомбежки река кипела, будто вода в котле- говорит Наталья. – А им нужно было с пушками переправиться на западный берег Днепра. Плоты делать не из чего, пришлось использовать бочки из-под бензина, связать их проволокой, уложить настил. На полученный плот они погрузили оружие и начали двигаться через реку. Она широкая, около 2-3 км. Немцы обстреливали с противоположной стороны и с воздуха – под этим шквальным огнем выжить, казалось, нереально, но они достигли западного берега, где их ждали штурмовые подразделения и совместными усилиями захватили плацдарм».

Затем полк прошел через Украину, из Львова направился в сторону Польши. Со слезами на глазах Иван Николаевич рассказывал своей семье про ужас Освенцима.

«Когда отец вспоминал концлагерь, сердце сжималось, – говорит Наталья. – Он рассказывал, когда в Освенциме открыли ворота, навстречу им выходили заключенные. Истощенные, с безумными глазами…их было порядка 50 тысяч. Русские солдаты отдали им все, что у них было – запасы еды, теплую одежду. Детей выносили на руках. Вокруг бараки, в которых они жили. Но про немцев он не говорил, вероятно, фашисты покинули лагерь до их приезда».

«Да здравствуют русские!»

Когда армия направилась в Берлин, поступил приказ идти в Прагу для поддержания восстания. Дело в том, что в ночь на 5 мая до Чехословакии дошло известие об оккупации советскими войсками столицы Германии. Воодушевившись приближением советских и американских войск к границе Чехословакии, они решили не дожидаться, когда их освободят, и восстать против нацистов.

В начале мая армия освободила Прагу от фашистских оккупантов, и Иван Николаевич встретил День Победы в Чехословакии.

«В Праге накануне дня Победы состоялся грандиозный стихийный митинг, где в общем ликовании смешались и военные, и гражданские люди, – делится воспоминаниями отца Наталья. – Как их встречали в Праге – это восторг! Женщины, старики, дети – все вышли на встречу, бросали цветы, обнимали солдат, целовали, кричали: «Да здравствуют русские!» Последние месяцы войны проходили в неукротимом порыве и солдатам ни о чем, кроме победы, думать не хотелось».

Удивительным для всех остается, как Иван Николаевич прошел всю войну и получил только одно ранение в голову – пуля прошла по касательной и задела лоб. Сам он считал, что его защищал ангел-хранитель.

Таинственная наука – геология

Когда война кончилась, перед ним встал вопрос «Как быть дальше?» Ведь исполнилось всего-то неполных 22 года и впереди целая жизнь. Решалась дилемма: оставаться или не оставаться в армии (к тому времени Иван Николаевич был в звании капитана). После некоторых размышлений решил демобилизоваться и поступить в университет.

Как писал Иван Николаевич: «Получение образования детьми было сокровенной мечтой моих родителей, людей практически неграмотных. Решение было принято в семье не без колебаний, поскольку я был старшим братом в семье и на меня возлагались определенные надежды».

В 1947 г. Иван Николаевич поступил в Казанский университет на историко-филологический факультета, затем перевелся на геофак. В ту пору на факультете работали маститые ученые и великолепные педагоги: профессора Л.М. Миропольский, Е.И.Тихвинская, В.А.Чердынцев, Б.В. Селивановский, Это были центры притяжения для молодых людей, увлеченных этой таинственной наукой – геологией.

Петрографии и минералогия пришлись Ивану Николаевичу по душе.

«Сразу бросались в глаза какая-то особая атмосфера на факультете, располагавшая к простоте общения друг с другом и преподавателями в том числе. Увлекся геологией и геохимией, стал посещать научный кружок. Запомнилась публикация первой научной работы и особое вдохновение перед поездками в экспедиции. На третьем курсе стал именным стипендиатом», – вспоминал Иван Николаевич.

После защиты дипломной работы, Пеньков окончил аспирантуру и в 1960 году начал вести занятия по курсам «Полезные ископаемые» и «Петрография кристаллических пород». Много ездил в экспедиции, был в Алтае, Сибири, Казахстане.

Затем Иван Николаевич познакомился с физиком И.А. Сафиным, который сконструировал в то время оригинальную аппаратуру ядерного квадрупольного резонанса (ЯКР). Выяснилось, что метод ЯКР является тонким инструментом в исследовании особенностей кристаллохимии, электронной структуры и динамики решетки минералов. Более того, метод ЯКР весьма чувствителен к изменению состава минералов, в том числе к присутствию примесей. Был установлен эффект повышенной реакционной способности (например, хемосорбции) в области фазовых переходов, что нашло отражение в рекомендациях по выбору наиболее эффективного способа флотации (обогащения) сурьмяных, мышьяковых и висмутовых руд на Кадамджайском ГОКе (Киргизия).

В 1972 году на кафедре открыли лабораторию ЯКР- спектроскопии. За короткое время ученые исследовали порядка 50 минералов, большая часть которых представляет основу важнейших. Внесен весомый вклад в познание тонких (типоморфных) особенностей минерального вещества, имеющих генетический характер.

В 1972 году Иван Николаевич стал доктором наук, а в 1973-м – профессором кафедры полезных ископаемых. Преподавательская деятельность помогала Пенькову «держаться в строю» – до 95 лет он приходил в институт, вел лекции у студентов.

«Природа всем дает возможность прожить жизнь, но не все могут ее устроить так, как Иван Николаевич, – сказал на открытии выставки проректор по направлениям нефтегазовых технологий, природопользования и наук о Земле, директор Института геологии и нефтегазовых технологий Казанского федерального университета Данис Нургалиев. – Он подавал прекрасный пример молодежи и всем нам: до солидных лет катался на лыжах, был сильным и подтянутым.  Он сделал прорыв областях физики и геологии, применив метод ядерного квадрупольного резонанса в изучении структуры минералов».

«Помню, как встретил 95-летнего Ивана Николаевича в институте,- делится воспоминаниями заместитель директора ИГиНГТ по маркетингу, директор Центра дополнительного образования, менеджмента качества и маркетинга (CdoGEO) Ильдус Чукмаров. – Я тогда подумал, что именно в таких людях продолжается дух геофака. Он вкладывал душу в свое дело и показывал нам не просто как работать, а как жить».

«Мне особенно приятно говорить про Ивана Николаевича, поскольку мой отец учился с ним в одной группе, – говорит заведующий кафедрой палеонтологии и стратиграфии Института геологии и нефтегазовых технологий КФУ Владимир Силантьев. – Это удивительное поколение ученых, которое со школьной скамьи ушло на фронт. Они ценили жизнь и до конца своих дней сохранили оптимизм, ясность ума, любовь к студентам и науке».

«Иван Николаевич преподал мне три главных урока жизни, – рассказывает заведующий кафедрой региональной геологии и полезных ископаемых Рафаэль Сунгатуллин. – Первый – урок оптимизма. Помню, я когда-то не лестно отозвался о своем возрасте и Иван Николаевич меня одернул, сказав, что жизнь начинается только в 70 лет. Второй урок – аскетизма. Иван Николаевич утверждал, что залог долголетия – жизнь без излишеств. «Человек должен иметь ограниченные материальные и безграничные духовные потребности», – говорил он. Третий урок – сила в спорте. Он всегда занимался физкультурой и однажды показал мне упражнение по скручиванию на турнике, которое я делаю до сих пор».

«Иван Николаевич был не только талантливым ученым, но и очень интересным, счастливым человеком, – говорит зять Ивана Николаевича Александр. – Он вырастил двух замечательных дочерей, которые обзавелись семьями, увидел внуков и правнуков. Иван Николаевич любил базу отдыха, катался там на лыжах, был заядлым рыбаком и грибником, участвовал в волейбольных соревнованиях и любил жизнь во всех ее проявлениях!»