В инженерную геологию приходит поколение Z: студенты ИГиНГТ вернулись с полей

В инженерную геологию приходит поколение Z: студенты ИГиНГТ вернулись с полей

26 обучающихся в ИГиНГТ изучили инженерно-геологические и геолого-гидрогеологические условия полигона «Собакинские ямы».

Группа из 26 студентов, обучающихся по специальности «Инженерная геология и гидрогеология» Института геологии и нефтегазовых технологий Казанского федерального университета, в полевых условиях изучила инженерно-геологические и геолого-гидрогеологические условия полигона «Собакинские ямы» в населенном пункте Улитино Зеленодольского района РТ.

В этом году специализированная практика по инженерной геологии ИГиНГТ проходила под лозунгом «В инженерную геологию приходит поколение Z». Данная практика проходит уже второй год подряд. Все полевые работы проводились при поддержке облачного приложения SoilBox.app, и под руководством доцентов кафедры общей геологии и гидрогеологии Айрата Латыпова и Анастасии Гараевой.

«”Зумеры”, или поколение интернета, как называют его сегодня, с высокими технологиями дружат с самого детства и поэтому формат проведения практики был максимально адаптирован к современным реалиям», ­­– рассказал Латыпов.

В своей работе студенты использовали модуль «Описание инженерно-геологических скважин», позволяющий проводить заполнение буровых журналов, выполнять описание грунтов, делать фото образцов и кернового материала полностью с использованием мобильного устройства. По словам Латыпова, подобный формат максимально современен при проведении реальных инженерно-геологических изысканий, так как позволяет камеральной группе мгновенно получать результаты полевых работ вне зависимости от удаленности полевой группы.

«В образовательном процессе подобный подход позволяет создать одновременный эффект обучения и самостоятельной работы, так как руководители практики имеют возможность создавать задания онлайн и контролировать работу отдельных бригад студентов на удалении, а интеллектуальный помощник описания с подсказками, картинками и справочной информацией повышает усвоение материала в разы. “Зумерам” описывать скважину или карстовую воронку с помощью смартфона и сенсорного экрана куда удобнее, чем делать сложные записи карандашом в блокноте», – отметил доцент кафедры.

Практику посетил основатель SoilBox.app, автор и преподаватель курса “Планета Земля” Николай Никифоров, благодаря которому студенты смогли вживую познакомится с функционалом приложения. И если в прошлом году модуль «Описание инженерно-геологических скважин» только проходил тестирование, то в этом студенты могли поработать с его полноценной версией, позволяющей проводить заполнение буровых журналов, выполнять описание грунтов согласно ГОСТ и СП, делать фото образцов и кернового материала полностью с использованием мобильного устройства. Результаты бурения можно сразу сформировать в формате .doc в виде бурового журнала или в виде инженерно-геологических колонок, а облачный формат позволяет в режиме реального времени видеть результаты всем участникам процесса. Подобный формат максимально современен при проведении реальных инженерно-геологических изысканий и позволяет камеральной группе мгновенно получать результаты полевых работ вне зависимости от удаленности полевой группы. В образовательном процессе подобный подход позволяет создать одновременный эффект обучения и самостоятельной работы, т.к. руководители практики имеют возможность создавать задания онлайн и контролировать работу отдельных бригад студентов на удалении.

Техническое сопровождение практики осуществлялось благодаря ООО «ПРОГЕО». Руководитель компании, выпускник направления «Инженерная геология и гидрогеология» Тимур Халиллулов не только организовал обеспечение практики буровой и испытательной техникой, но и лично провел все полевые работы, делился со студентами своим производственным опытом.

Студенты участвовали в проведении процесса статического зондирования грунтов, а на следующий день уже анализировали полученные данные, сравнивая их с результатами бурения. Геологическое строение территории полигона изучалось путем бурения инженерно-геологических скважин буровой установкой УРБ-2А. Студенты прослушали лекцию о видах и методах используемого при проведении изысканий бурения, познакомились с конструктивными особенностями буровой установки, научились отбирать монолиты с помощью грунтоносов различных типов, а также работали в качестве буровых помощников. Руководитель практики Айрат Латыпов показал, как нужно правильно описывать грунты, распознавать их по разновидности, консистенции.

Каждая бригада получила задание вести полевую документацию на бумаге, а затем повторить те же действия в удобном интерфейсе SoilBox.app со встроенными подсказками. Больше всего студенты и преподаватели отмечают работу интеллектуального помощника описания грунтов с подсказками, картинками и справочной информацией.

С руководителем практики Анастасией Гараевой ребята научились описывать шурфы, проявления карство-суффозионных и склоновых процессов в соответствии с СП 446.1325800.2019. Описание велось также в двух вариантах – на бумаге и с использованием модуля Soilbox “Точки наблюдения”. Практиканты оценили удобство встроенного в приложение функционала описания природных процессов, удобных карт, возможности глобального позиционирования, проводить которое можно, используя привычный смартфон.

Каждый вечер практики устраивался коллективный просмотр результатов студенческой работы с обменом впечатлениями. Также в ходе практики студенты имели возможность послушать лекцию Николая Никифорова о дистанционном зондировании земли.

«В конечном итоге абсолютно все студенты сделали вывод, что использование приложения Soilbox.app значительно упрощает работу и экономит время!  Можно отметить,что современному поколению будущих геологов не требуются лишние объяснения и инструкции. Они сразу открывают приложение Soilbox.app и начинают работать», – отметила Анастасия Гараева.

Помимо образовательного процесса в лагере кипела и полевая жизнь. Жаркая погода и близость Волги обеспечили ежедневные водные процедуры, а природа и умелый талант дежурных по приготовлению вкусной еды – хороший аппетит.

«Никто не мог и подумать, что на костре и в полевой кухне можно приготовить столько разнообразных и вкусных блюд: от рагу и плова до торта! В последний вечер мы устроили студентам посвящение в специальность с прохождением квеста», – поделился Айрат Латыпов.

В последний вечер студентам устроили посвящение в специальность с прохождением квеста. Финалом практики стало исполнение группой песни собственного сочинения и ответ от преподавателей в сопровождение гитары гимна гидрогеологов и инженер-геологов.