Проректор КФУ: «Сегодня 60-70% нефти остается под землей. Мы предлагаем добыть больше»
Научный центр мирового уровня «Рациональное освоение запасов жидких углеводородов планеты» разрабатывает технологии для российских нефтяных компаний.
Данис Нургалиев рассказал главному редактору Информационного агенства «Татар Информ» Ринату Билалову о том, когда закончится эпоха нефти и что сделает добычу черного золота более эффективной. Подробности встречи опубликованы на сайте данного издания.
Научный центр появился в кооперации КФУ с еще тремя университетами – нефтяными Уфимским и Губкинским, а также Сколтехом. Данный консорциум из четырех университетов выпускает более половины специалистов по нефтегазовому делу в России.
Исследования в НЦМУ проводятся по трем направлениям. Первое – разработка технологий поиска и разведки крупных месторождений, находящиеся на шельфе и неисследованных территориях, которых в России еще достаточно много. Второе связано с созданием новой технологии разработки гигантских месторождений, которые эксплуатируются уже много десятилетий. Они находятся на поздней стадии разработки.
«Мы предлагаем другую парадигму разработки, позволяющую увеличить коэффициент извлечения нефти – КИН. Сегодня 60-70% нефти по определению остается под землей», — рассказал Данис Нургалиев.
В течение 2021 года в НЦМУ создавались основы технологии, активно применимые в практической плоскости. Специалисты НЦМУ считают, что это новая парадигма разработки крупных месторождений, находящихся на поздней стадии. На сегодняшний день данная технология активно внедряется в «Татнефти», также проведены переговоры с «Башнефтью» об опробовании ее на Арланском месторождении.
Ещё одна задача – добыча неудобных (нетрадиционных) запасов с использованием цифровых технологий, новой химии, новых физико-химических методов воздействия на пласт. Кстати, несколько лет назад ученые Казнского федерального университета предлагали технологию нефтепереработки под землей с использованием катализаторов. Сначала в такое едва ли можно было поверить: как может быть нефтепереработка под землей в пласте? Оказалось, что это возможно.
Сегодня уже два проекта внедрены и успешно используются компаниями. В частности, ученые получили хороший результат, работая с компанией «Зарубежнефть» на Кубе. Сейчас еще одна партия катализатора уже находится у кубинских коллег.
Отдельного внимания заслуживает большой опыт работы с иностранными специалистами. Когда Казанский федеральный университет в 2020 году получил поддержку проекта, ученые продолжили работать в заданном направлении. В 2021 году НЦМУ привлекли большое количество международных специалистов, в том числе из Китая и арабского мира. При этом стоит отметить заслуги российских специалистов, которые работают на соответствующем уровне.
Последние политические события не могли не отразиться на мировой нефтегазовой арене. Россия живет в условиях жестких санкций уже давно, в последний раз режим ограничений вводился в 2014 году после событий в Крыму, что является важным критерием для развития импортозамещения.
«Многие химикаты и другие материалы, которые компании закупали за рубежом, мы можем синтезировать сами. Для доведения до технологии и налаживания промышленного выпуска нужно некоторое время. В области новой парадигмы разработки гигантских месторождений – здесь нет зарубежных технологий, которые мы бы использовали. Мы создаем эти технологии практически с нуля. То же самое с технологиями поиска и разведки залежей, разработки нетрадиционных запасов тепловыми методами», — рассказал Данис Нургалиев.
В своем интервью проректор отметил, что в первую очередь потребность импортозамещения касается софта. И, конечно, это лабораторное высокотехнологичное оборудование, необходимо поддерживать его работу и создавать свои отечественные приборы. Эта проблема тоже является актуальной.
На днях Евросоюз одобрил новый санкционный пакет против России. Он включает в себя запрет на поставку технологий или оборудования, а также предоставление услуг для разведки, добычи или переработки энергоносителей.
«В области поиска и разведки проблем нет: здесь вся инфраструктура, оборудование, технологии есть в стране. Думаю, что по необходимости, можно многие приборы разработать и изготовить. К слову, многое из того оборудования, которое наши геофизики и геологи покупали для разведки, сегодня уже есть в России. Например, мы предлагаем некоторые приборы, которые помогут заменить продукцию, которую компании раньше покупали за рубежом. Существенно большие проблемы в области нефтепереработки и нефтехимии, хотя в последние годы и здесь есть прогресс», — отметил проректор.
Вопрос «Когда закончится эпоха нефти?» не теряет своей актуальности. Прогнозы специалистов ежегодно становятся темой для обширных дискуссий. Сегодня ученые НЦМУ имеют дело с нефтью плотных коллекторов и нефтью нефтематеринских пород. Здесь нужно искать зоны развития проницаемых пород коллекторов или производить гидроразрыв с тепловым воздействием и добывать синтетическую нефть.
Эпоха нефти закончится, когда закончится нефть, но это произойдет не скоро. Нефть будет использоваться для создания материалов. Сегодня несколько миллиардов человек просто не имеют доступа к электричеству. И говорить о том, что мир уйдет в ближайшие годы и даже десятилетия от нефти, угля или газа, – бессмысленно.
Источник информации: ИА «Татар Информ». Фото: Рамиль Галиев.